В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатели обязаны обеспечить безопасные условия и охрану труда на рабочих местах, принимать меры, направленные на профилактику и сокращение уровня производственного травматизма.
Одной из причин производственного травматизма является дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП).
Причины ДТП можно условно разделить на две категории: человеческий фактор (опасные действия) и независящие от человека обстоятельства (опасные условия).
Основными причинами ДТП являются:
нарушение правил дорожного движения;
управление транспортным средством в состоянии опьянения;
технически неисправное транспортное средство;
воздействие неблагоприятных погодных условий;
неправильное размещение или крепление груза;
переутомление водителя, сон за рулем.
В целях профилактики производственного травматизма по причине ДТП работодатель обязан руководствоваться требованиями Федерального закона
от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Для снижения риска ДТП по причине человеческого фактора работодателю необходимо:
1. Соблюдать режим труда и отдыха водителей транспортных средств согласно статье 329 ТК РФ, приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (далее Минтранс России);
2. Допускать к управлению служебным транспортным средством работников, прошедших профессиональный отбор и профессиональное обучение (ст. 328 ТК РФ), имеющих соответствующие категории
и подкатегории водительского удостоверения (Федеральный закон
от 07.05.2013 № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»);
3. Выпускать на маршруты разрешенные транспортные средства (приказ Минтранса России от 31.10.2023 № 361 «Об установлении требований
к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного средства»);
4. Разработать и проводить инструктажи по безопасной эксплуатации транспортного средства, как водителям, так и пассажирам-пешеходам (сотрудникам организации). Проводить с работниками, ежемесячные обзоры ДТП.
5. Организовывать и проводить предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медосмотры согласно ст. ст. 220, 328 ТК РФ,
а также психиатрическое освидетельствование согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «Об утверждении Порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование».
6. Не выпускать в рейсы служебный транспорт, не подготовленный
к неблагоприятным погодным условиям, и прекращать его использование в пути следования при резком ухудшении погоды.
7. Проводить предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортного средства водителем и лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства (приказ Минтранса России от 15.01.2021
№9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»).
8. Осуществлять мониторинг работы транспортных средств и анализ, данных полученных с помощью современных информационных технологий (спутниковые системы (GPS, ГЛОНАСС), мобильные приложения и другие),
а также их приобретение и введение в эксплуатацию.
Для сокращения несчастных случаев с участием пешеходов, работодателю рекомендуется снабдить работников-пешеходов сигнальной одеждой или светоотражающими элементами – полосами или брелоками.
С точки зрения безопасности сигнальная одежда гораздо эффективнее отдельных полос, так как, помимо светоотражающего материала, содержит фоновые флуоресцентные материалы. Они обеспечивают видимость работника в дневное время на фоне ландшафта, а высокий уровень световозвращения делает сигнальную одежду видимой при свете фар в темноте.
Регистрация, анализ и внедрение корректирующих мероприятий помогут предотвратить гораздо более серьезные последствия производственного травматизма по причине ДТП.